Образовательные технологии в профдеятельности

 
Личностно-ориентированные технологии (И.С.Якиманская) 
Практическая ценность данной концепции И.С. Якиманской заключается в разработке регулятивов для практики образования, которая становится альтернативой традиционной технологии обучения.
Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И.С. Якиманская считает необходимым различать педагогические подходы:
- разноуровневый  – ориентация на уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- дифференцированный – выделение групп школьников на основе  дифференциации по знаниям и способностям;
- индивидуальный – распределение учащихся по однородным группам с учётом успеваемости, способностей, социальной или профессиональной направленности;
- субъектно-личностный подход – отношение к каждому ученику, имеющему индивидуальные психологические особенности, как к уникальности.
И.С.Якиманская вводит достаточно полную классификацию моделей личностно-ориентированного образования, условно разделяя их на три основные:
- социально-педагогическую, основанную на педагогике социального заказа – воспитать личность с заранее заданными свойствами;
- предметно-дидактическую, связанную с организацией научных знаний в системе с учетом их предметного содержания;
- психологическую, сводящуюся к признанию различий в познавательных способностях, понимаемых как сложное психическое образование, обусловленное генетическими, анатомо-физиологическими, социальными причинами и факторами в их сложном взаимовлиянии.
Личностно-ориентированный образовательный процесс предполагает соответствие определенным требованиям: конструирование учебного материала с учетом субъектного опыта предшествующего обучения школьника; организация учебного материала с возможностью учеником выбора при выполнении заданий; стимулирование учащегося к образовательной деятельности; использование значимых для ученика способов проработки учебного материала; обеспечение контроля и оценки результата и процесса учения.
Основные позиции личностно-ориентированного обучения:
- обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности учащегося, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- образовательный процесс предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, развивать индивидуальность;
- содержание, средства и методы образования организуются в помощь учащемуся для проявления избирательности к предметному материалу;
- критериальная база учитывает уровень достигнутых знаний, умений, навыков и сформированность определенного интеллекта.
Учитель в личностно-ориентированном образовательном процессе занимает новую профессиональную позициюодновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым школьником в процессе его личностного становления и возрастного развития. 
Результат использования образовательной технологии:
1. Вырастает внутренняя мотивация к учению.
2. Формируется у большинства учащихся позитивная самооценка.
3. Возникает самоактуализация ученика (выявление потенциальных возможностей).
4. Появляется потребность в самореализации (применение своих способностей для достижения успеха).
 

ИКТ-технологии (А.П.Ершов, А.А.Кузнецов, Т.А.Сергеева, В.В.Рубцов, В.В. Тихомиров, Б.С.Гершунский, Е.И.Машбиц, Н.Ф.Талызина)

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках обществознания и права используется как способ достижения высокого качества образования. В этой области я остановилась, прежде всего, на программе Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется тем, что этот пакет распространен и унифицирован, доступен как учителю, так и ученику. Почти вся моя работа сопровождается презентациями, созданными в этой программе. Это с одной стороны упрощает подачу материала на уроке, а с другой стороны расширяет познавательные возможности учеников, повышает их мотивацию к изучению истории и обществознания.

Компьютерные технологии обеспечивают наглядность в изучении материала и помогают упорядочить знания обучающихся.
Компьютерные и аудиовизуальные технологии обучения развивают идеи программированного обучения, технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Конституция РФ.docx (48394)

Конституция РФ.ppt (1428992)

Хочу отметить, что у учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Исследовательские методы обучения (Н.Ф. Зеленцова)

Исследовательский метод обучения – организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Исследовательский метод обучения лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Н.Ф. Зеленцова считает, что научно-ориентированное обучение является перспективным направлением раз­вития системы образования, а научно-исследовательская деятельность способна научить учащихся добывать необходимые в данный период их жизнедеятель­ности знания, используя методы, сходные с методами научного исследования.

В своих работах Н.Ф. Зеленцова пишет: «Интеллектуальная развивающая среда представляет собой широкий спектр образовательных средств, различных по своей форме и содержанию, обеспечивающих школьникам получение предпрофессиональных компетенций в форме «исследовать-действовать-знать-уметь». Выбор и изучение эффективности образовательных средств как совокупности метапредметных исследовательских практик осуществлялись на основании изучения мнения школьников, педагогов и их родителей.

В ходе разработки модели интеллектуальной развивающей среды профильного обучения, обоснования различных видов образовательных средств применялись методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. 
Следует отметить, что наиболее важными проблемами для школ являются:

- внедрение практико-ориентированных моделей профильного обучения и образовательных технологий проектно-исследовательского обучения;

- кадровое обеспечение профильного обучения для преподавания предметов на углублённом профильном уровне;

- возрастание значения внеурочной деятельности в формировании предпрофессиональных компетенций будущих специалистов. Только сплав школьных знаний и умений с практическими навыками создаст возможность реализации личных жизненных стратегий. Необходимо развивать творческую компетенцию учащихся и педагогов, вовлекая их в академические и научные мероприятия вузов.

Участвуя в научно-исследовательской работе, школьники усваивают готовые формы социальной жизни, приобретают собственный социальный опыт, занимают активную жизненную позицию. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.

У метода есть недостатки: требуется много времени на получение результата, трудоёмкость.

Достоинством исследовательского метода организации учебной деятельности является развитие мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков, привитие учащимся навыка сотрудничества.

Применение исследовательского метода обучения учащихся создает в школе атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся возможность самостоятельного поиска и открытия и обеспечивая развитие творческой активности и познавательной самостоятельности школьников.
 

Групповые технологии (И.П.Волков)

При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

И.П.Волков сформировал исходные принципы, ориентиры, которыми должны руководствоваться преподаватели при проектировании и организации уроков творчества: 1. Знания - фундамент творчества. 2. Строгий отбор учебного материала. 3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала. 4. Разносторонне развитие ребёнка. 5. Формирование устойчивому интересу к учению. 6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. 7. Постоянный контроль за работой ученика. 8. Индивидуальный подход.

Результат использования образовательной технологии: повышение интереса учащихся к предмету, развитие коммуникативных способностей  учащихся через осознание общей цели; достижение  результата коллективной  работы, вовлечение каждого ученика в ход урока, повышение самооценки каждого школьника через внесенный вклад в  дело решения поставленных задач урока.

Права и свободы человека и гражд. (урок).docx (57957)

Права и свободы человека и гражд. (урок).ppt (4092416)

 

Игровые технологии (Ю.С. Арутюнов, М.М. Бирштейн, В.Н. Бурков, Вербицкий, Б.Н. Герасимов, Р. Жуков, В.Ф. Комаров, М.М. Крюков, А.Л. Лифшиц, В.Я. Платов, Н.В. Сыскина, И.М. Сыроежин, А.П. Панфилова, В.С. Шмаков, Г.П. Щедровицкий).

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. 
Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу. Можно с уверенностью сказать, что  включение в развивающий процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения, навыки.

В последнее время работаю над внедрением в учебный процесс  деловых игр и уроков-ролевых игр. Считаю, что именно на таких уроках можно увидеть степень владения учащимися учебно-познавательной компетентностью. Но это требует очень сильной подготовки учеников и сильной мотивации;

При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю следующие условия: - соответствие игры учебно-воспитательным целям урока; - доступность для обучающихся с нарушением интеллекта; - умеренность в использовании игры на уроках.

Результат использования образовательной технологии: 

- повышение  активной познавательной  деятельности учащихся; 
- повышение успеваемости  и качества знаний;
- создание в классе благоприятного психологического климата;
- использование на уроках и во внеклассной работе различных игр: ролевые, деловые, сюжетные, предметные, интеллектуальные, коммуникативные, игры на местности и т.д.;
- проведение уроков в форме деловой или сюжетно-ролевой игры.